Тормозной детектив, или Семь раз прокачай, тогда езжай!

Тормозной детектив

Краткое изложение истории оживления тормозов 407-го «москвича» 1960 года выпуска. Того самого, о котором в «Турбо» шла речь в прошлый раз. Напомню: машина готовится к дальнему ретропробегу по Алтаю.

Гидропривод явно подтекал; пришлось перебрать передние цилиндры, а также и главный, с ручной шлифовкой зеркал, разумеется. После прокачки тормоза вроде появились; во всяком случае педаль тугая.

Профилактически еще раз прокачали тормоза на другой день. Не напрасно: воздух еще таился кое-где в уголках системы. Покатался по территории автохозяйства: на первый взгляд, все в порядке, но педаль крайне тугая – с первых миллиметров хода. Тогда как тормоза, хотя и блокируют колеса, но какие-то вялые. «Гуру» меня успокоили: мол, чего ж ты хотел, усилителя-то нет, а что педаль тугая, так замечательно же. Не знаю; у «таврии» усилителя тоже нет, но педаль-то куда мягче…

Сбылась мечта идиота: выезжаю в город. Пытаюсь приноровиться к тормозам, хотя и без них тут есть к чему привыкать, – один рычажок «поворотника» чего стоит. Быстро заметил, что передние тормоза срабатывают сами. Вернее, недорастормаживаются: передние барабаны горячие и двигатель перегревается (температура жидкости около 95°). Наверное, из-за тормозов… С приоткрытым капотом и 10 остановками на остывание тормозов добрался в гараж. Настроение мрачнейшее. Канистра с бензином сама в руки просится…

На другой день, пытаясь найти причину, обнаружил, что снова подтекает главный тормозной – в его пыльнике чавкает жижа. Снял и разобрал, но криминала не обнаружил, хотя новая манжета уже слегка погрызена. Каким образом?! Ведь зеркало-то цилиндра идеально… С горя, по совету «гуру», увеличил свободный ход педали. Зачем? При одноконтурной схеме не помогает…

Снова прокачали систему, но передок по-прежнему недорастормаживается. И если правое колесо почти в норме, то левое с трудом проворачивается руками. Но если отпустить клапан прокачки и слить пару капель жидкости, то колесо крутится от легкого ветерка. Что же мешает колодкам освободиться? Ослабшие от времени стяжные пружины? Или разбухшие манжеты? Ничего умного в книжке по ремонту не говорится. Помощник (давильщик педали) обратил внимание, что при прокачке задних тормозов педаль уходит быстро и легко, а на передних медленно и туго – особенно на левом. Что мешает жидкости? Снова снял барабан и попытался вручную вдавить оба поршня в цилиндры – не лезут, хотя друг друга толкают легко. Отвернул шланг от цилиндрика – поршни тут же легко вошли в цилиндры. Видимо, что-то мешает жидкости выше. Кое-как специальным тормозным ключом отворачиваю шланг полностью и пытаюсь его продуть (ртом)… БСК на вкус – такая гадость (интересно, ядовитая?)… А шланг не дуется, хотя обязан. Снимаю шланг с левого колеса: история почти та же, вот она и причина! Шланги или забиты, или разбухли, или расслоились внутри. А вероятно, все вместе – они ведь, похоже, родные, 1960 года… В подтверждение версии слегка давлю на педаль: из медных трубопроводов бьет мощная струя. Значит, дело в шлангах.

Полувековой тормозной шланг оказался «полупроводниковым»: туда жидкость кое-как пропускал, а обратно нет

В «москвичовском» отделе нашли похожие шланги – по цене 60 руб. за штуку. Не хило, а мне их надо 3, в том числе один на задний мост. Причем продавец (мужчина!) пытался «впарить» мне еще и медные шайбы, убеждая, что без них возможна течь. Какие шайбы, когда соединения уплотняются по внутренним конусам! Почему-то изменил своим принципам и не стал искать шланги в других отделах, за что и понес наказание. В другом их предлагали по 40 руб. и, похоже, фирменные, а мне досталось что-то, хотя и аккуратно изготовленное, но полукустарное. На нерабочих поверхностях штуцеров следы токарного резца, которых не наблюдается на изделиях массового производства (там штуцеры наверняка получают штамповкой). Ну да ладно. Шланги спереди встали как родные, а с задним вышел облом – вернее, чуть не вышел. Старый «стоял» насмерть, а когда «пошел», начал скручивать трубопровод, замена которого в мои планы никак не входила. Пришлось оставить «оригинальный» задний шланг; ну и черт с ним, ведь к задним тормозам претензий не возникало. Снова прокачиваем систему.

Ура! Передние колеса тормозятся и растормаживаются. На всякий случай прокачали еще раз, удалив последние остатки воздуха.

В очередной раз доливая жидкость в пополнительный бачок, вдруг вижу «лягушку» – датчик стоп-сигнала. Интересно, а «стопы» у меня работают? Нисколько! Провода тестера на контакты… Сдохла «лягушка». Совершенно случайно у меня оказалась запасная, которая уже лет 20 болталась в гараже, но выбросить ее рука не поднималась – жаба давила. С трудом отворачиваю старую «лягушку», тем самым вновь наполнив тормозную систему воздухом. Ставим новую и вновь прокачиваем тормоза…

Всего прокачали систему 7 (семь!) раз. Но дело того стоило. Оказывается, тормоза у полувековой машины легкие и информативные, а при ударе по педали все колеса встают «колом», хотя при плавном торможении машину почему-то тянет вправо. Впрочем, тут уже совсем другая история.

Кстати, когда мы с «москвичом», полные достоинства, не спеша, едем по улице, и пешие и «конные» пялятся на нас так, как будто увидели «феррари».

А это уже другая история. Чудом найденный выжимной подшипник от 408-го «Москвича» стал как родной, хотя и был явно крупнее. Рядом лежит «лишняя» деталь, вторая стопорная скоба, найденная в корзине сцепления

Помимо тормозов, у моего раритета есть еще карбюратор и зажигание, а также коробка со сцеплением, печка, дворники и многое другое, что работает далеко не безупречно… Хотите стать «ретровиком»? Да, чуть не забыл, кузов тоже намекает на необходимость серьезного ремонта…